|
Введение. О дисциплине
Перед изучением любого предмета возникают два вопроса, на которые необходимо ответить прежде, чем приступить к изучению. Это «зачем изучать?» и «как изучать?» Второму вопросу как и что будет изучать студент в рамках данной дисциплины посвящен § 2 данной лекции, составленный из основных положений учебной программы по курсу «Православная культура России». На вопрос же «Зачем изучать православную культуру своей страны» наиболее точный ответ дают работы одного из величайших ученых XX века, академика Д.С. Лихачева. Поэтому знакомство с предметом «Православная культура России» стоит начать со знакомства с концепцией культуры, разработанной Д.С. Лихачевым. § 1. Религиозная сфера в системе экологии культурыЕсли мы хотим создать нормальное общество, если мы хотим нормального экономического, научного, технического развития, нам следует во что бы то ни стало принимать широкие и глубокие меры по поднятию культуры в нашей стране. Чтобы нация сохранялась, ей необходимо развивать свою культуру. Забота о нашей культуре это то, что больше всего поможет нам и в нашем экономическом возрождении. Лихачев писал: «Человек живет не только в определенной биосфере (термин академика В.И. Вернадского), но и сфере, создаваемой им самим в результате его культурной и некультурной (белее редкой) деятельности. Человек осваивает природу (иногда нарушая существующие в ней равновесия), изменяет почву, растительность, создает и свою собственную культуру, менее зависящую от природы, но черезвычайно для него важную: поколения людей создают язык, письменность, литературу, все виды искусств, науку, обычаи. Традиции формируют его поведение, он наследует бытовые знания и бытовые материальные ценности. С момента появления своего на свет каждый человек оказывается в сфере, созданной тысячами поколений людей. Эту сферу я предложил в свое время назвать по образцу терминов, предложенных В.И. Вернадским, гомосферой (человекоокружением) (прим.: от латинского homo человек ). У каждого народа помимо общей гомосферы, гомосферы человечества, существует и своя, присущая ему гомосфера, своя ее разновидность, свои источники обогащения гомосферы, национальная специфика. Поэтому можно говорить не только о гомосфере, но и об этногомосфере». (статья «Ценности культуры») В статье «Экология культуры» Лихачев дает расширенное определение экологии: «Я давно уже говорю о том, что наш дом, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений и т.д. Поэтому экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры». «Мне представляется необходимым рассматривать культуру как определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части» «Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен». (статья «Культура как целостная среда» и др.) О месте религии и религиозной культуры в жизни нации Лихачев писал: «В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства . Колоссальный удар русскому языку, а следовательно, и русскому понятийному миру принесло после революции запрещение преподавания Закона Божия и церковнославянского языка. Стали непонятными многие выражения из псалмов, богослужения, Священного Писания (особенно из Ветхого Завета) и т.д. Этот огромнейший урон русской культуре еще придется изучать и осмысливать. Двойная беда, что вытесненные понятия были к тому же понятиями в основном именно духовной культуры». («Культура как целостная среда») Сам Д.С. Лихачев всю жизнь посвятил восстановлению порушенных культурных связей российского народа с его собственным прошлым, изучая, охраняя и популяризируя памятники древнерусской культуры, православной по преимуществу. Его вердикт однозначен: изучение этих пластов отечественной культуры необходимо для восстановления «культурной экологии» российского общества. § 2. Основные положения учебной программы по Православной культуре РоссииИз раздела «Цель и задачи дисциплины Православная культура России»Цель преподавания дисциплины состоит в знакомстве студентов с тем духовно-нравственным опытом предыдущих поколений (в частности, тех эпох, когда закладывалась российская государственность и существующая культурная традиция), который исторически дан и зафиксирован в отечественной культуре (памятниках искусства и пр.) собственной культуре учащегося, культуре его страны что должно:
а также служить более глубокому усвоению знаний по другим дисциплинам общегуманитарного цикла (через знакомство с идейными и историческими истоками и культурным контекстом тех норм общественной жизни и некоторых общественных явлений, которые изучаются в рамках других дисциплин). Задачи курса состоят в том, чтобы:
Из раздела «Место дисциплины в системе высшего профессионального образования»Законом РФ «признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры» (преамбула Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1997 г.). Т.о., Православная Культура России неотъемлемая часть отечественной культуры, а именно комплекс письменных и иных памятников, событий и персоналий отечественной культуры и истории:
т.е. с данным комплексом исторически связано и без него не может быть адекватно понято:
Т.о. объем понятия «Православная культура России» не совпадает с объемом понятия «Православие» (а понятие «религиозной культуры» не тождественно «религии как сфере культурной деятельности»). Православная культура России рассматривается как культурное достояние всей нации и культурное наследие каждого гражданина РФ (независимо от вопросов вероисповедания), требующее (в соответствии с Конституцией РФ) освоения и сохранения наряду с другими формами национального достояния, а также как одна из составляющих культурной среды, имеющая в качестве таковой определенный воспитательный потенциал. Дисциплина «Православная Культура России» относится к циклу общегуманитарных предметов (в частности, раздел «Духовно-нравственная сфера жизни общества» образовательной области «Общество», а также образовательная область «Нравственность (мораль)»), разрабатывает ключевые темы и понятия данных образовательных областей и их разделов (напр., темы «Традиции и преемственность культуры», «Национальные и региональные особенности развития культуры» тематического плана раздела «Духовно-нравственная сфера жизни общества»), не является религиоведческой или религиозной (конфессиональной, вероучительной) дисциплиной, и направлена на формирование культурной преемственности у студентов (как и большинство других дисциплин гуманитарного цикла), на расширение культурного кругозора учащихся и полноценное освоение отечественной культуры. Дисциплина изучает те общезначимые памятники отечественной культуры, персоналии и факты отечественной истории, которые невозможно полноценно изучить и понять вне православного контекста, и названия и имена которых, по определению В.О. Ключевского, в отечественной культуре «из исторических фактов превратились в народную идею», а сами они «стали практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом». Из раздела «Требования к уровню освоения содержания дисциплины»В результате изучения дисциплины студент должен:
Следующая лекция:Тема 1. Истоки современной российской культурной традиции |
© А.Б. Пивоваров. При использовании материалов настоящего авторского курса обязательна ссылка на источник