|
Тема 3: Православное культурное наследие в национальном самосознании в России XIX века§ 1. Обращение к истокам отечественной культуры в общественной мысли XIX века
После Отечественной Войны 1812 г. произошел небывалый всплеск патриотизма в русском обществе, за которым логически последовал «пересмотр культурных ориентиров»: на смену «голландским» идеалам Петра I и культивированию «итальянского стиля» в искусстве эпохи Елизаветы Петровны, на смену «галломании» конца XVIII века, в годы которой даже язык русской литературы испытывал сильнейшее влияние французского языка, приходят отечественные идеалы. Национальное самосознание в XIX веке начинает опираться на собственные культурные истоки, ставит вопрос о своей самобытности, неслучайно «православие» и «народность» становятся ключевыми терминами и в формулировке государственной идеологии (известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» едва ли могла стать официальной идеологемой в России XVIII века, хотя и в XVIII, и в XIX веке Россия оставалась не только православной страной, но и православным государством). В середине XIX века появляется философия «славянофильства»: ее представители (Хомяков, Киреевский, Аксаков) критически подошли к «западной ориентации» послепетровского XVIII века и обратили серьезное внимание на византийское и древнерусское наследие, доставшееся русской культуре, на богатейшее (но практически неизвестное Западу) религиозно-философское наследие православного богословия. § 2. Обращение к истокам отечественной культуры в храмовой архитектуре XIX нач. XX векаХрам Христа Спасителя (как самый масштабный культурный проект своего века) уже в своей архитектуре отразил эти новые культурные ориентиры. Первоначальные проекты Храма Христа Спасителя, в том числе и первоначально утвержденный проект архитектора Витберга, были типичными для западноевропейского классицизма. Глядя на витберговский проект и на проекты Храма других авторов начала XIX века, мы находим здесь те же архитектурные формы, что и в парадной архитектуре Франции эпохи классицизма, и в Петербурге рубежа XVIIIXIX веков. Однако, как уже говорилось, к середине столетия в русской культуре оформились новые тенденции, эти проекты были отвергнуты, а утвержден был проект Константина Андреевича Тона, разительно отличавшийся от предшествующих тем, что был сориентирован не на западноевропейские, а на традиционные православные образцы храмовой архитектуры. В архитектуре Храма Христа Спасителя выразилось то уважение и внимание к православным корням отечественной культуры, к родной старине, которое было характерно для русской культуры после 1812 г. (в отличие, например, от века восемнадцатого); можно сказать, архитектор в этом храме-памятнике выразил сам дух новой эпохи: «древнерусские» формы Храма Христа Спасителя живо напоминают об истоках и подчеркивают связь веков. Начавшееся с работ Тона обращение к допетровским образцам искусства развивалось, и интерес к родной старине, к собственным корням проникал все дальше и дальше «в глубь веков». В последних десятилетиях XIX века и в начале XX множество храмов строится в так наз. «русском», затем «неорусском» и «византийском» стилях (обращение к стилям православной храмовой архитектуры XVXVII вв., затем XIIXIV в., и, наконец, VIX вв. соответственно). Особенно показательно, что множество храмов вышеперечисленных стилей было построено в городе, который когда-то создавался как самый «европейский» город страны Санкт-Петербурге. Большинство этих памятников культуры предреволюционной эпохи разделило судьбу Храма Христа Спасителя: они были уничтожены в XX веке. Разрушен был и храм-памятник морякам, погибшим в русской-японской войне (Спас-на-Водах), и десятки других храмов: взрывали их не только в 30-х, но и в 60-х, и даже в 70-х годах. Можно сказать, что сегодня нам доступен Петербург середины XIX века, а вот Петербург начала XX века оказался «стерт с лица земли» ведь десятки храмов в русском и неорусском стиле придавали ему облик именно русского (и в то же время европейского) города, православной столицы. И сегодня только старинные фотографии да редкие сохранившиеся и восстановленные храмы могут рассказать нам об идеалах и культурных предпочтениях значительной части русского общества второй половины XIX начала XX веков. Примеры религиозно-культовой архитектуры XVIII нач. XIX векаПравославные храмы Санкт-Петербурга XVIII нач. XIX в.
Примеры «русского стиля» XIXXX века и его исторические прототипы
Примеры «неорусского стиля» (1910-е годы) и его исторические прототипы
Примеры «византийского стиля» конца XIX нач. XX века и его исторические прототипы
Примеры возрождения «русского стиля» в архитектуре Санк-Петербурга§ 3. Церковное творчество великих русских композиторов XIX века: обращение к истокам отечественной культурыПрактически все русские композиторы XIX века создавали музыку для богослужебных песнопений. Например, Чайковский, а позже и Рахманинов, не только писали отдельные произведения для церковных служб, но и сочинили целиком музыку для основных богослужений Православной Церкви Литургии и Всенощной (праздничного богослужения, предшествующего Литургии, совершаемого обычно накануне, а в великие праздники и в течение ночи). И в своем церковном творчестве большинство из них так же, как и Тон в архитектуре, стремились приблизиться к образцам древнерусского церковного искусства и Бортнянский, и Глинка, и Чайковский, и Рахманинов, и их многочисленные последователи занимались в первую очередь обработкой мелодий старинных распевов, искали подходящие формы для переложения «канонических мелодий» на современный им музыкальный «язык». П.И. Чайковский, напр., объявил отказ от западноевропейского влияния и возвращение к традиционному церковно-певческому материалу своей программной задачей в церковном творчестве, для этого он углубленно изучал весь строй православного богослужения. Чайковский так писал о своих попытках реформировать церковное пение в России: «новый путь заключается в возвращении к седой старине и в передаче древних напевов в соответствующей гармонизации»; по его мнению, композитор обязательно должен стремиться к тому, чтобы его церковная музыка «гармонировала с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы» (византийским стилем в ту эпоху часто называли все, что восходило к образцам допетровской эпохи). § 4. Оптина Пустынь и русская культура XIX векаВ этот же период (середина вторая половина XIX в.) многие представители русской интеллигенции в поисках идеала человека (по выражению Достоевского «вполне прекрасного человека») ездили в Оптину Пустынь монастырь под Калугой, известный своими духовными наставниками. Эти наставники («старцы») для многих становились образцом любви, человечности, правильного отношения к ближнему. Среди самых известных посетителей Оптиной философы-славянофилы (не просто посещавшие, но и сотрудничавшие с Оптиной, напр., в деле книгоиздательства), неоднократно бывавший там Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, описавший старцев в своем романе «Братья Карамазовы», Н.В. Гоголь, написавший в письме к другу: «мне нужно ежеминутно быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской Пустыне», философ В.С. Соловьев, М.М. Пришвин и др. В целом, русская литература XIX века была искусством, наиболее тесно связанным с духовными идеалами Православия. К сожалению, современному читателю эти связи попросту не заметны, поскольку массовый читатель современности не владеет «культурным контекстом», в котором жил читатель XIX века: не слышит регулярно богослужения и богослужебных текстов, лишь понаслышке знаком с Евангелием и Библией в целом. По мнению Д.С. Лихачева, именно незнание православной составляющей нашей отечественной культуры является той культурной пропастью, которая отделяет нас от понимания классической русской культуры, в частности, литературы (см., в частности, высказывание Лихачева в § 1 Вводной лекции). Сегодня изучение связей русской классической литературы и Православия представляет существенное направление в отечественном и мировом литературоведении. Напомним: библиографический справочник «Христианство и русская литература Нового времени (XVIIIXX вв.)» указывает более 14 000 научных и публицистических работ по данной тематике, вышедших за последние два века, в основном в последнее десятилетие (напр., научных и критических работ по теме «Достоевский и Христианство» около 1000, по теме «Гоголь и Христианство» более 400, по теме «Пастернак и Христианство» около 120 работ). Ежегодно проходят две представительные научные конференции (в Санкт-Петербурге «Христианство и русская литература», и в Петрозаводске «Евангельский текст в русской литературе»). Отдельная тема связи русской литературы и Оптиной Пустыни; обратите внимание на названия научных работ «Оптина Пустынь и русская литература» (Котельников В.А.// «Русская литература», 1989, № 1, 3, 4.) «Оптина Пустынь. Почему туда ездили великие?» (Павлович Н.А. // Прометей: Историко-биогр. альманах. Т.12. М., «Молодая гвардия», 1980) Итак, в XIX веке, в отличие от XVIII в., можно наблюдать новые культурные тенденции, которые существовали параллельно «западничеству» в общественно-философской мысли и «революционным» тенденциям в русской культуре, и играли в жизни и культуре русского общества XIX века не менее существенную роль. Например: в своем церковном творчестве великие русские композиторы обращаются к мелодиям традиционных церковных и монастырских распевов, русские архитекторы к традиционным для Православной культуры образам и образцам (в отличие от композиторов и архитекторов XVIII века); многие русские писатели и в своем «светском» творчестве вдохновляются образами православной культуры, взятыми из Евангелия, Богослужения, монастырской жизни и т.д. В общественной и философской мысли такой ориентации на образы и образцы традиционной православной культуры соответствует «славянофильство». Т.о., ориентацию на православные истоки национальной культуры разделяли многие группы и слои «просвещенного» русского общества XIX века, она была характерной для важнейших течений в культуре и общественной мысли России XIX века. Список научной литературы по курсу ПКР |
© А.Б. Пивоваров. При использовании материалов настоящего авторского курса обязательна ссылка на источник